Уже много веков идет спор: совместимы ли гений и злодейство? А если зайти с другой стороны и подумать: а так ли часто истинный талант творца, художника или писателя, соседствует с талантом человека, душевной добротой, открытостью, готовностью и умением помочь другому? И почему одним удается сочетать эти два таланта, а другим достается что-то одно. Или они сами делают такой выбор? Бесспорно, Ольга Биантовская знает ответ на этот вопрос, как и на многие другие, зачастую остающиеся загадкой для нас, простых смертных.
«Лет с тридцати Ольга Биантовская расшифровывала художников Серебряного века. В ее произведениях есть тонкая стилизация сродни А. Бенуа <…>. Она любит ХIХ век. Сочиняет и откровенно демонстрирует свой идеал, весьма далекий от реальности <…>. Она другая, и ее время иное, но есть еще понятие „профессионализм“: в среде графиков Ольга Биантовская на протяжении более тридцати лет пользуется неизменным авторитетом. Интересно, что мэтры российской графики последних десятилетий — в основном петербуржцы: В. Траугот, А. Харшак, В. Мишин, Ю. Люкшин, Н. Казимова… Никогда никому ничего не доказывая, Ольга Биантовская не стремилась быть первой, а узнаваемой из сотен художников становилась легко», — пишет искусствовед Татьяна Юрьева.
С известной долей условности творчество Ольги Биантовской можно разделить на три больших части или, если угодно, раздела.
В первую очередь, это
плакаты и афиши, по большей части, театральные. С начала 1970-х годов художник работала с Ленинградским государственным академическим Малым театром оперы и балета (ныне Михайловский театр). Именно для этого театра были созданы ее самые популярные плакаты — к балетам «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Золушка» (1972), «Коппелия» (1973), «Жизель» (1974), «Ярославна» (1980), «Ревизор» (1985).
Затем началось многолетнее сотрудничество с Ленинградским государственным академическим театром оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). Для него Биантовская выполнила плакаты к операм «Скупой рыцарь» (1976), «Хованщина» (1976), балетам «Ромео и Джульетта» (1984), «Витязь в тигровой шкуре» (1985), «Корсар» (1988), «Щелкунчик» (1991) и мн. др.
Еще был Молдавский театр оперы и балета (ныне Национальный театр оперы и балета Республики Молдова), для которого Ольга Александровна создала знаменитый, вошедший в книги и альбомы по советскому искусству, плакат к балету «Жизель» (1978).
Второй, пожалуй, самый масштабный раздел в творчестве Биантовской —
книжная графика. Многочисленные иллюстрации к произведениям русских, советских, зарубежных классиков и детским сказкам. Здесь наряду с дипломной работой к «Угрюм-реке» (1966) стоит отметить литографии к романам А. Н. Толстого «Петр I» (1979−1980), Ч. Т. Айтматова «И дольше века длится день» (1984), Л. Н. Толстого «Война и мир» (1985). И, конечно же,
пушкинский цикл, включающий среди прочего литографии к поэмам «Домик в Коломне» (1987, 2002) и «Граф Нулин» (1982, 1985, 2002).
«Это и не иллюстрации в прямом смысле, а скорее параллельный текст, визуальные вариации на темы Пушкина. В них не рабское следование сюжетам автора, а погружение в то состояние вдохновения и поэтической дерзости, в котором создавались маленькие поэмы, любовная и философская лирика поэта», — так оценивает Пушкиниану Ольги Биантовской ведущий научный сотрудник Всероссийского музея А. С. Пушкина Тамара Симоновна Мишина-Буковская. (Кстати, стоит упомянуть, что три персональные выставки Ольги Биантовской проходили в музее на Мойке, 12).
А
сказки? Тут трудно выделить какую-то одну серию: прекрасны абсолютно все.
«Мама всегда любила детские сказки. В ее мастерской на улице Герцена (ныне Большая Морская) и сейчас лежат самые разные издания сказок — тоненькие книжки для самых маленьких и весомые, академические тома с целыми циклами эпосов разных народов и стран», — рассказывает сын художника Виктор Наумов.
Что же касается третьего раздела в творчестве Ольги Александровны — напомним, это условность: настоящего художника никогда нельзя до конца систематизировать и разложить по каталогам — то сюда входят очень разные по тематике и настроению
графические серии. От набросков и коллажей из жизни театрального закулисья «Усталые люди балета» и «Фантазии балетмейстера» (2002−2003) до пейзажных, истинно петербургских листов «Утро на Неве» (2002), «Летний сад» (1987), «Экскурсия в Ломоносов» (1982−1986).
«На аллеях городских парков встречаются и обмениваются поклонами дамы и кавалеры начала XIX века, беззаботные парочки и шумные семьи века XX <…>. Биантовская создает глубокий образ исторической сути Петербурга, наполненный нежностью и любовью к родному городу», — отмечает искусствовед
Ксения Подлипенцева в своей работе «Образ Петербурга в графике 1980—2000-х годов».