Некоторые писатели не любят, когда их произведения иллюстрируют. Лев Толстой к таким не относился. Рисунки художника Михаила Башилова, которые тот делал к еще незавершенному роману «Война и мир», приводили писателя в восторг. Он подробно разбирал все присылавшиеся ему эскизы, давал указания, уточнял… Рисунки Баширова, а точнее, гравюры с них, не были напечатаны в первом издании «Войны и мира»,
но тем не менее их можно считать в полной мере авторизованными иллюстрациями к великому роману.
Совсем иное дело иллюстрации, сделанные сто с лишним лет спустя Ольгой Биантовской. Современник Толстого старался как можно точнее изобразить на бумаге то, что автор описал словами. Наша современница не столько изображает героев романа, сколько передает свое (да, пожалуй, и наше) к ним отношение. Ей важен не буквально-реалистический, а символический смысл великой эпопеи.
И вот, скажем, изображение пожара Москвы и девиз «Расту и после уязвления» в наши дни приобрели некоторые дополнительные смысловые оттенки: когда художница создавала эту иллюстрацию, изображенных на ней Иверских ворот и Казанского собора не было и в помине. А теперь они стоят на своих прежних местах. Революция тоже сродни пожару…