Есть у фольклористов такой термин — «бродячий сюжет». Сказки или легенды разных народов порой обнаруживают такое поразительное сходство, что заимствование кажется очевидным. Но ученые не спешат делать однозначные выводы: может быть, эти сюжеты восходят к каким-то общим источникам, к каким-то мифам, созданным очень далекими общими предками народов, о родстве между которыми сейчас остается только догадываться.
Русская сказка про Козьму Скоробогатого удивительно похожа на всем известного «Кота в сапогах» — сказку Шарля Перро, пересказывавшуюся многими русскими писателями, от Василия Жуковского до Давида Самойлова. (Забавно, что названия обеих сказок начинаются с одних и тех же букв — К и С.) А в этом сюжете (в особенности, конечно, в русском, необработанном, варианте) специалисты обнаруживают следы древнейшего общеиндоевропейского мифа о борьбе бога-громовержца со змеем.
Архаичность этой сказки, как, впрочем, и других («Крошечка-Хаврошечка», «Про золотое блюдечко и наливное яблочко»), прекрасно почувствовала Ольга Биантовская, создавая свои иллюстрации к ним. Это видно по некоторым деталям, возможно интуитивно использованным художницей: ликообразному солнцу-яриле, диковинным львам, будто сошедшим со стен Дмитриевского собора во Владимире, барсам, напоминающим скифские золотые украшения…